Это моя тема и она должна быть здесь!
Это не замок спящей красавицы… Это место никогда не служило пристанищем средневековым рыцарям или вампирам… На фотографии – русская
православная Церковь Владимирской иконы Божией Матери, точнее даже две церквушки в одном здании (правда сейчас функционирует только одна – та, что на первом этаже).
Находится это сказочное место на границе Раменского и Жуковского районов в подмосковном селе Быково (около 30 км от Москвы). Церковь была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село Быково. Выполнен этот шедевр архитектуры в стиле русской готики (псевдоготики). Место это мало кому известно (я просто живу неподалёку, поэтому знаю о нём), но, на мой взгляд, заслуживает самого пристального внимания. Спрятанная от взоров праздношатающихся в квартале дачных строений, эта удивительная церковь поражает взор. Очень аккуратная и без единого признака помпезности и аляповатости, она притягивает своей необычностью и западной красотой в русском варианте.
Место это не экскурсионное, поэтому не ремонтировалось уже очень давно. Но некоторая полуразрушенность лишь придаёт церкви очарования. Лучше всего выглядит она в осеннем антураже, хотя и зимой на неё посмотреть тоже стоит.
З. Ы. Я решила сначала выложить фотографии, а потом будет немного истории.
Шикарнейшая лестница...
Вход в нижнюю (действующую церковь)
А вот что видишь когда выходишь из неё..
Колокольня (более поздняя постройка)
Историческая справка:Село Быково впервые упоминается 1380 году в духовной грамоте (завещании) Дмитрия Донского, составленной им перед Куликовской битвой для своих сыновей Василия и Ивана. И в духовной грамоте, и позже Быково обозначено как "село у озера", и, действительно, основным занятием местных жителей было рыболовство.
В 1762 году село переходит к генерал-губернатору Москвы Михаилу Михайловичу Измайлову турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских и принявшему православие. Он был одним из участников государственного переворота 1762 года, возведшего на престол Екатерину II.
В 1775 году Екатерина II прибыла в столицу на празднества, посвященные заключению мира с Турцией. За лето императрица объехала большинство подмосковных усадеб. А в октябре посетила и усадьбу Быково. Поместье было крайне скромным и не произвело на императрицу никакого впечатления. Такого позора граф Измайлов стерпеть не мог и пригласил главного архитектора России Василия Баженова (по другим версиям: М.Ф.Казакова или А.Н. Бокарева) для перепланировки имения и парка.
Баженов горячо взялся за работу и принял смелое решение в корне изменить облик барской усадьбы. Новый дворец он решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях искусственного холма, землю для которого крестьянам пришлось таскать на себе в плетенных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда. Одновременно с дворцом Баженов решил создать новый, по-настоящему архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из церкви, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.
Церковь:Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. Ранее на её месте находилась деревянная церковь клетского типа в дворцовом селе Быково, и была известна с начала XVII века (по архитектурно-конструктивному построению церкви клетского типа предельно просты, из всех видов деревянных церквей они наиболее близки к жилым домам).
В здании две церкви – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – в честь Рождества Христова. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.
Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.
Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.
Внутреннее убранство храма выполнено в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.
Дворец:Когда-то церковь представляла собой единый архитектурно-парковый комплекс с усадьбой графа Измайлова. Сейчас от неё сохранился пейзажный парк с прудами, на одном из островов которых стоит красивая беседка-ротонда XVIII века, традиционно тоже приписываемая Баженову. Еще есть усадебный дом, сильно перестроенный в XIX веке (архитектор де Симон) в стиле, напоминающем дворцы итальянского Возрождения. Дом стоит на холме, и с северной стороны, смотрящей на парк внизу, имеется парадная лестница и два скрещенных пандуса для въезда.
Парк с усадьбой (точнее то, что от него осталось) принадлежат Туберкулёзному санаторию. Поэтому проход на его территорию полулегальный. В парке построено несколько одноэтажных советских бараков, выкрашенных едкие синий и зелёный цвета (фу гадость, очень портят ансамбль). По территории санатория бегает свора довольно сердитых бездомных собак.
Южный фасад
А вот какой с него открывается вид на р. Быковка (там откуда я снимала её из-за растительности не видно, но она течет прямо за кустами)
И опять немножечко истории...Дворец:В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Двухэтажный дворец из красного кирпича, несмотря на значительные переделки, выполненные чуть позже швейцарским зодчим Бернардом Симоном (в 1800 году после смерти Измайлова усадьба перешла к Воронцовым-Дашковым, которые и перестроили усадебный дом), почти полностью сохранился до наших дней и производит сильное впечатление. Его четыре фасада не повторяются. Так, например, южный фасад выполнен в классическом стиле и его украшает великолепный портик с кариатидами — колоннами в виде прекрасных женских фигур. На эти колонны опирается балкон. Перед портиком находится гульбище, обрамленное балюстрадой с вазами. Слева от дворца стоит высокая башня, на которой был установлен телескоп. Здесь же находились солнечные часы. С северной стороны в центре фасада можно увидеть парадную лестницу, украшенную греческими вазами. Вход во дворец — арочный, над которым находится балкон с балюстрадой, а еще выше виден герб Воронцовых. Сохранились пандус-подъезды, которые завершаются тумбами с шарами. Вестибюль дворца имеет круглую форму, а лестница — винтообразная, украшенная мраморными вазами. Зал выполнен в стиле барокко. Потолок украшает великолепная лепнина, имитирующая листья, различные узоры и орнаментацию. Там же видны медальоны с барельефным изображением богини весны и цветов Флоры и богини плодов Помоны.
Настоящей жемчужиной дворца
была голубая гостиная, стены которой были как бы покрыты шелковым штофом. В действительности, они очень искусно были расписаны темперной краской. Украшал гостиную большой камин с вырезанными в мраморе весенними цветами — тюльпанами, нарциссами, анемонами и гиацинтами. Из окон гостиной открывался великолепный вид на москворецкие дали и церковь Михаила Архангела в Михайловой слободе. В самом большом двусветном зале дворца, предназначенном для концертов, танцев и приемов, было два камина и стоял большой орган из серебряных труб. Однако камины во дворце играли роль декоративных украшений залов, так как их отопление осуществлялось теплым воздухом, поступающим через калориферы от печей, установленных в подвале. В восточной части флигеля находились апартаменты графини. Здесь на стенах можно увидеть аллегории утра, дня, вечера и ночи в виде прекрасных фигур девушек. А в будуаре — люнет, изображающий "триумф Афродиты", которой амуры подают поднос с фруктами и богиня Славы встречает ее цветами.
пы.сы. Вот такая красотень... Сражу скажу, внутри побывать у меня возможности не было (это сейчас одно из административных зданий санатория), не могу сказать сохранилось ли там хоть что-нибудь...
И завершающим аккордом - парк!
На территории парка два прудика. Один такой...
А второй такой :smile1:
Баженовская беседка
И сразу -
историческая справка: Парк:В парк, сделанный когда-то на английский манер (пейзажный), мимо дворца уходит аллея (с восточной стороны), она пролегает до ближайшего пруда. Достопримечательностью этого парка была аллея из черных роз (не могу удержаться: девочки, вы представляете себе -
аллея черных роз?!!...ах...), которые владельцы усадьбы покупали во Франции на золото. Там же, у пруда, находилось двухэтажное здание Эрмитажа, предназначенное для музицирования и бесед хозяев с гостями. Кроме музыкального салона в Эрмитаже имелись фисташковая, оливковая, лиловая комнаты и комната-аквариум, у которой одна из стен была выполнена из стекла и выходила прямо на пруд, что позволяло наблюдать за поведением рыб. Именно возможность любоваться красотами подводного мира из этой комнаты и заставила говорить всю Москву о павильоне, как о чуде. Говорят, что помимо этого, павильон Эрмитаж служил местом уединения хозяина с его возлюбленными. Стены Эрмитажа были украшены пилястрами, фризом со скульптурными гирляндами, изящными наличниками окон. Эрмитаж в усадьбе Быково был из довольно редких сооружений, которые восходят к французскому академизму XVIII века в его изящном и грациозном варианте, известным под названием стиля Луи XVI. К сожалению, это здание после революции было разрушено. По одной из версий, оно было разобрано на кирпичи для постройки столовой санатория, который расположился в усадьбе.
Сам парк частично сохранился. Деревья в нём насчитывают более 60 пород; они расположены группами на спускающихся склонах речной долины (Быково находится близ поймы Москвы-реки и впадающей в нее р. Пехорки). Здесь можно встретить пихту, китайскую ель, клен, орех, акацию, каштан, лиственницу и обыкновенную ель. Деревья парка окаймляют два пруда, на одном из них сохранилась баженовская беседка — Храм Цереры — принадлежавшая к лучшим образцам парковой архитектуры конца 18 в. Беседка-ротонда имеет три поставленных по кругу пилона, чередующихся с коринфскими колоннами, несущими полусферу купола. Медальоны на стенах пилонов были украшены барельефами, ниши в интерьере — статуями. Беседка на редкость пропорциональна и гармонична. Она стоит и сейчас, расписанная современными «зодчими», которым бутылка пива дороже вековой истории. Посмотреть на неё вблизи можно только зимой: узорчатые мостики, которые когда-то вели к беседке, разрушены. В честь приезда императрицы в углу парка был установлен памятный обелиск. Его уже нет и в помине.
В 1920 году Усадьба передана детскому дому для сирот красноармейцев. Из дворца стали постепенно исчезать дорогие картины, ковры, старинная мебель, хрустальные люстры. Потом сломали орган, серебряные трубы которого еще долго валялись в разных местах заброшенного парка. Исчезла розовая аллея, полностью была разрушена оранжерея, загажен святой источник, куда круглый год приходили за целебной водой верующие люди. Потом часто стали меняться арендаторы дворца, и чем их больше менялось, тем потери становились все ощутимей. В конце концов, исчезли конюшня, так называемая швейцарская ферма, оранжерея и был разобран на кирпичи Эрмитаж.
С 1946 по настоящее время арендатором дворца стал санаторий 4-го Управления Минздрава, восточная часть парка была застроена жилыми домами и гаражами, а рядом с дворцом появились спальные корпуса барачного типа. Они там и поныне и не ремонтировались. Теперь это Туберкулезный санаторий №5.
Однако не все еще потеряно. Разрушенную красоту можно восстановить. Потомок последних владельцев имения Михаил Андреевич Ильин (в 1909 году усадьба перешла к инженеру И. Н. Ильину) - известный искусствовед, профессор Московского государственного университета неоднократно приезжал в село Быково. Он произвел обмеры многих строений усадьбы, в том числе и здания разобранного Эрмитажа, благодаря чему его можно было бы восстановить. Но восстанавливать, как известно, всегда труднее, чем разрушать.
З.Ы. Пока никаких следов реставрационных работ нет...
А вот, что удалось еще найти в интернете:
План церкви. Насколько мне известно, это единственная в России церковь овальной формы
Старое фото беседки. На нём ещё видны ажурные мостики, которые когда-то вели к острову, на котором находится беседка...
А вот это уже я фотографировала и подписи делала, чтобы понятнее было где что:
План санатория